Московский мост в Киеве
считается уникальным сооружением. Являясь главной транспортной артерией столицы
Украины, он соединяет берега рек Днепр и Десенка. Из-за того, что Московский
мост дает возможность добраться с правого берега в отдаленный район Троещина,
киевляне часто называют его Дорогой жизни.
Вопрос о строительстве нового моста в Киеве возник сразу же после открытия
моста Метро, когда были запущены первые поезда от железнодорожного вокзала до
района Дарница. Возведение Московского моста было предусмотрено генеральным
планом развития Киева, принятым в 1966 г.
Перенимая европейский опыт возведения широких подвесных мостов с большими
пролетами, представители водного транспорта, которым и была получена разработка
нового моста, сразу же взялись за дело. На кон. 60-х – нач. 70-х гг. ХХ в.
предложенный проект моста был поистине революционным.
Инженеры
Киевсоюздорпроекта и Мостостроя искали что-то новое, что доселе еще не
строилось, поэтому добиться всех необходимых разрешений на возведение вантового
моста длиной в 700 м. и пролетом без опор в 300 м. было непростой задачей, но,
как оказалось, весьма посильной. Сам мост должен был состоять из двух больших
мостов: через Днепр и через Десенку, староречье Днепра.
Многие до сих пор задаются вопросом, в чем же уникальность Московского
моста в Киеве. Во-первых, внутри моста есть полый бетонный пилон, по которому
по мере необходимости может подниматься обслуживающий персонал. Во-вторых,
железнодорожную плиту, которая находится под покрытием моста, заменила
металлическая, ввиду своей большей гибкости, в этом и заключалось нововведение
киевских проектировщиков. Длинный пролет поддерживают на весу огромные тросы —
ванты, поэтому создается впечатление как будто бы мост летит. Каждый подобный
вант представляет собой пучок из 91 оцинкованной проволоки 5 мм в диаметре
каждая.
Самым интересным из всего строительства моста был момент скручивания этих
вантов, ведь делали это не на заводе, а прямо на стройплощадке (сейчас на этом
месте находится судостроительный техникум). Почему решили собирать конструкции
на месте – просто перевезти такую глыбу было практически невозможно. Сами
строители плели тросы из металлической проволоки, затем соединяли в пучки по 40
штук в каждом. Эти тросы прикреплялись к 150-метровому бетонному пилону. Идея
именно бетонной, а не металлической конструкции пилона была позаимствована у
коллег из Братиславы, которые умудрились внутри пилона установить лифт. Была
идея даже организовать ресторан в пилоне Московского моста, как в Братиславе,
но от нее вскоре отказались.
Не менее интересной был вариант установления на пилоне Московского моста
скульптурной композиции - ладьи с фигурами легендарных князей Кия, Щека, Хорива
и их сестры Лыбеди. Впоследствии, ее установили в парке возле моста Патона. На
пилоне вместо композиции был водружен небольшой герб Киева советских времен в
виде листа каштана, лука со стрелой и звездами. Герб должны были покрыть
позолотой, но этого так и не произошло.
Строительство Московского моста осуществлялось практически на голом
энтузиазме, так как средства поступали нерегулярно, с большими перебоями, успех
данного мероприятия полностью зависел от активности киевских строителей и
теоретико-практических разработок московских ученых. Хотя работы по возведению
Московского моста затянулись на долгие годы, их все же удалось завершить к
осени 1976 г., а сдача моста в эксплуатацию состоялась 3 декабря этого же года.
После окончания строительства начался самый ответственный момент – испытания.
На мост загоняли одновременно 150 грузовиков с песком, обеспечивавших втрое
большую нагрузку, чем она должна была быть при эксплуатации. В определенных
местах моста устанавливали датчики, которые фиксировали показатели. Опыт
строительства Московского моста нельзя переоценить. Даже на сегодняшний день
мостостроители пользуются нормами определения нагрузки на мосты, которые были
разработаны в процессе возведения Московского шедевра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий