Музей киевского метрополитена
открыт в 2000-м г. в ознаменование 40-летия пуска первого участка Киевского
метрополитена длиной 5,2 км. Экспозиция музея насчитывает около 3 тысяч единиц
основного и вспомогательного фонда, и постоянно обновляется.
История киевского метро началась в 1936 г. — с дипломной работы выпускника
Московского института инженеров транспорта Папазова. Он предложил горсовету
свой проект, который так и назывался: «Киевский метрополитен». Диплом одобрили,
Папазова премировали 1000 рублями, но строительству помешала война. Только в
1945 г. вышло постановление совнаркома, в 1949 г. возник «Киевметрострой», а в
1950-м — «Киевметропроект».
Машинистов набирали из бывших железнодорожников, которые проходили
подготовку в Москве. Первыми открыли 5 станций «красной ветки»: «Днепр»,
«Арсенальную», «Крещатик», «Университет» и «Вокзальную». Первые составы
переправляли в Киев по железной дороге с Мытищинского завода. Принимали их на
ж/д станции «Дарница».
В начале 60-х линия метро размещалось на правом берегу Днепра, мост Метро
еще не построили, так что были сконструированы спецтележки на которых вагоны
перевозили ночами по мосту Патона и сгружали возле станции «Днепр». При помощи
мотовозов их заводили на поворотный круг, который поворачивал состав, и на
подъемнике грузоподъемностью 36 тонн поднимали наверх. Так происходило до 1965
г., пока не открыли станции «Гидропарк» и «Левобережная», а после них построили
депо «Дарница», где формировались составы.
А теперь о самом музее. Первые составы метро были трехвагонными, поэтому
экспозиция размещена в трех залах. Информация представлена на стендах и
витринах с экспонатами. Над стендами в хронологическом порядке размещены
большие фотографии станций и указанные годы пусковых участков.
Первый зал посвящен строительству и открытию очередей метрополитена разных
лет. Здесь вы найдете документы и фото первых лет строительства и работы метро,
личные вещи предыдущих начальников метрополитена, награды — ордена и знамена и
многое другое. Также здесь есть особый экспонат — действующий макет станции
«Днепр» в типоразмере 1:87 с первым депо в том виде, какой оно имело в 1960-65
гг. Также здесь можно увидеть, как именно происходил подъем вагонов типа Д на
эстакаду станции.
Второй зал посвящен службам метрополитена. На каждом из стендов — рассказ о
подразделении и людях, которые в нем работают. В витринах службы подвижного
состава и депо — модели вагонов и части оборудования. Есть здесь и исторические
реверсивы — «ключи» машиниста от поезда. Широко представлены в этом зале
проездные документы — как киевские, так и других метрополитенов СНГ и мира.
Коллекция регулярно пополняется, поэтому теперь вы сможете увидеть один из
первых билетов киевского метро, жетоны и бумажные билеты начале 90-х годов, а
также множество месячных проездных — от картонных до магнитных и электронных.
Кроме того, именно здесь есть витрина с символическими ключами и приглашениями
на открытие станций — именно в Киеве удалось сохранить наибольшую в СНГ коллекцию.
В третьем зале установлен первые часы с центральной временной станции
метро, которые синхронизировал время и интервалы, действующий макет работы
оборотного тупика (выполнено в типоразмере 1:87). На стендах этого зала
размещена информация о подразделениях — службе военизированной охраны, службах
ЭМ, ТС, П, а также о информационно-вычислительном центре и
проектно-конструкторском технологическом бюро метрополитена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий