Великая Печерская Церковь,
церковь, «небеси подобная» – так называют жемчужину Киево-Печерской Лавры –
Успенский собор. Его история окутана легендами и историями о чудесах, он много
раз разрушался, но все равно возрождался сквозь столетия, чтобы дойти до нас и
покорить своей величественностью.
Главный собор Киево-Печерской лавры был создан, согласно преданию, зодчими
из Константинополя, которые прибыли в Киев, повинуясь небесному явлению
Богородицы. Она сказала им, что хочет иметь свой храм на Руси и в нем жить.
Мерилом для разметки послужила длина золотого пояса, подаренного преподобному
Антонию варягом Шимоном. Закладка храма состоялась в 1073 г., и к 1089 собор был
украшен росписью и мозаикой и освящен, а его освящение было приурочено к
празднику Успения Пресвятой Богородицы.
За свою богатую и многовековую историю церковь множество раз подвергалась
разрушению. В 1096 г. собор был отстроен после разгрома, учиненного половцами.
На рубеже XI–XII вв. к храму пристроена Иоанно-Предтеченская церковь-крещальня,
которая входила в общий комплекс собора. В 1230 г. в результате землетрясения
собор «на четыре части расступился» – рухнули своды и южная стена. Позже он
отстроен в новой строительной технике, а в 1240-ом г. его разгромили татары и
«верх до полуцерква по окна низпровергша».
Собор восстановили, но в 1416 г. он вновь был разрушен войском хана Эдигея.
В 1470-ом князь Симеон Олелькович возобновил собор, в следующем столетии его
отстроил князь Константин Острожский, к собору пристраивается
Иоанно-Богословский, а в XVII в. – Трехсвятительский приделы, каплицы Стефана и
Ельцов.
В 1718 г. храм пострадал при пожаре и в 1723–29 гг. реставрирован под
руководством архитектора И. Коландина. Собор приобрел барочный наряд: стены,
апсиды, фронтоны на фасадах, купола, окна и порталы были украшены лепным
орнаментом, а ниши — живописью. Был установлен резной деревянный иконостас,
мастерами лаврской иконописной школы под руководством художника С. Лубенского
выполнена в интерьере живопись.
Позже на стенах появились изображения
исторических деятелей — князей, гетманов, митрополитов. В 1772–76 годах росписи
почти полностью были обновлены мастерами лаврской иконописной школы под
руководством З. Голубовского. В кон. XIX – нач. XX вв. собор расписала в
аскетическо-каноническом духе группа иконописцев под руководством художника В.
Верещагина.
Архитектура Успенского собора оставалась без существенных изменений вплоть
до 1941 г. С приходом гитлеровцев в Киев во время оккупации, Успенский собор
был разграблен, а 3-го ноября 1941-го года храм был взорван, отступающими
войсками красной армией.
Разрушение и, практически, полное уничтожение собора, нанесло чрезвычайно ощутимый и
непоправимый ущерб не только самому архитектурному ансамблю лавры, но и всему
историческому облику города в целом. Согласно Указу Президента Украины от 9
ноября 1995 г., Успенский собор был полностью отстроен и реконструирован в
1999-2000 годах.
Восстановленный Успенский собор был освящен Предстоятелем Православной Церкви
Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24
августа 2000 г.. Со времени освящения церкви, в ней проходят торжественные
богослужения и литургии в дни крупных и значимых церковных праздников.
Сияющий золотом обновленный Успенский собор дополнил и завершил ансамбль
Соборной площади. Своей мощной структурой он восстановил утраченное равновесие
сооружений архитектурного комплекса Верхней территории Киево-Печерской лавры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий