суббота, 11 февраля 2017 г.

Киевский Михайловский Златоверхий собор

Михайловский Златоверхий монастырь – один из красивейших храмов Киев, который возведен в честь небесного покровителя города Архангела Михаила, и является древнейшим собором не только столицы, но и всей страны. Находится на Владимирской горке рядом с такими популярными киевскими святынями и памятниками архитектуры, как София Киевская, Андреевская церковь и Золотые Ворота.



Михайловский монастырь основан в 1108 г. внуком Ярослава Мудрого – Святополком. В том же году, в честь победы над половцами, началось строительство собора для монастыря — во имя Михаила Архангела, руководителя небесного воинства.



Собор был выстроен на обрыве Старокиевской горы, над Боривычем ввозом – спуском к Днепру. Во времена князя Владимира Крестителя на этом месте находилось капище главных языческих божеств – Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога, однако он был разрушен и место пустовало. Михайловский собор стал первым на Руси храмом с позолоченным куполом, за что киевляне стали называть его «златоверхий».



Храм был освящен в 1113 г., а уже в 1240 г. первый раз серьезно пострадал – его разграбили и сильно повредили орды Батыя. В XVII-XVIII вв. собор неоднократно перестраивался и претерпел значительные изменения. Стены были укреплены контрфорсами, фасады – украшены лепными украшениями, выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. С трех сторон здание окружили пристройки.



Особую славу Михайловскому собору принесли его мозаики и фрески. Они, по мнению искусствоведов, основали новый тип живописи Древней Руси, а именно «мерцающую живопись». Действительно, фрески и мозаики Михайловского собора нельзя было назвать иначе – они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.



В течение времени Собор не раз менялся. Б. Хмельницкий своими средствами обновил позолоту на центральном куполе храме, гетман П. Скоропадский заменил иконостас, И. Мазепа подарил специальный ящик, полностью выполненный из серебра, для хранения в нем мощей святой великомученицы Варвары. Окончательный вид Михайловский собор принял после реконструкции 1746 г., став семикупольным.



На рубеже XIX-XX вв. при монастыре появилась гостиница для путешествующих паломников, а при ней – храм Смоленской Богоматери. При монастыре работала библиотека, церковная паломническая школа. Наряду с Киево-Печерской лаврой, это была самая посещаемая святыня, которую ежегодно посещали сотни паломников.



Все это великолепие было разрушено коммунистами в 1935 г. Благо, сохранилась часть фресок. Некоторые хранились в Софиевском соборе, мозаика «Дмитрий Солунский» и верхняя часть фресковой фигуры Самуила – сохранились в Третьяковской галерее и в Русском музее в С.-Петербурге. После реставрации собора все эти фрески были возвращены Михайловскому собору. Реставрацией и восстановлением занимались лучшие архитекторы, инженеры, конструкторы и строители со всей Украины. Все, от камней фундамента и до кружевных крестов, продумывалось до мелочей.



Вид собора выдержан в стилистике «украинского барокко». Выдающуюся работу проделали художники, резчики по дереву, скульпторы, которым удалось воссоздать потрясающую пышноту внутреннего убранства храма, с «нуля» воссоздать сложные композиции стенных росписей, декоративных орнаментов и ажурность золотого иконостаса.



В росписях Михайловского собора использованы сюжеты из святого писания, выполнены они по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав и колорит красок специально подобран, чтобы максимально подлить жизнь и «свежесть» росписей, художники старались достичь наибольшего эффекта визуального воздействия на зрителей.




С весны 2000 г. открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 – Варваринский и Екатерининский пределы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий