пятница, 10 февраля 2017 г.

Храм Успения Богородицы Пирогощи

Между Андреевским спуском и Музеем аптеки, впритык к Контрактовой площади и как раз напротив Гостиного двора находится церковь Успения Богородицы Пирогощи. Сей храм настолько древний, что упоминается в «Слове о полку Игоревом». Был полностью разрушен советской властью в 1935 г. и отстроен заново в 1998 г.



Происхождение названия храма по сей день точно не установлено. По одной версии во времена Киевской Руси в храме находилась византийская икона Богородицы, называемая Пирогощей (от древнегреческого слова «пирготисса» — «башенная»). В Византии так называли иконы, которые размещались в башнях монастырей или крепостей.



По второй версии название «Пирогоща» состоит из двух частей: «пиро» и «гоща». «Гоща» происходит от слова «гость» — купец. Значение слова «пиро» (или «пир») связывают с греческим переводом слова «пшеница», древнеславянским «просо», «пшено», древнерусским «пира» — рожь, мука, пирог. Такое трактование позволяет заключить, что церковь была построена на средства купцов, занимающихся торговлей хлебом.



Согласно Лаврентьевской летописи (одна из древнейших русских летописей, которая получила название от имени монаха Лаврентия, написавшей ее), храм построен в 1132—1136 гг. при княжении сына Владимира Мономаха — Мстислава Великого, на Подоле, у подножия Замковой горы. В те времена церковь представляла собой небольшой трехнефный храм, увенчанный куполом. Стены свода были украшены фресками, пол — глазурованными и мозаичными плитами.



В 1240 г. храм был почти разрушен при нашествии монголов. К 1474 г. восстановлен и празднично освящен, однако уже в 1482 г. вновь сильно пострадал при набеге крымского хана Менгли-Гирея на Киев. В 1613—1614 гг. после пожара 1611 г. церковь была реконструирована итальянским архитектором Себастьяно Браки.
До XVII в. церковь оставалась православной, в отличие от многих храмов, ставших греко-католическими. С тех пор ее стали называть митрополичьим собором. В ней был городской архив, возле храма проходили собрания горожан, хоронили выдающихся деятелей.



В 1770-х гг. храм перестроен в барочном духе — было добавлено четыре наружные башни. Перед западным фасадом была сооружена колокольня (сгоревшая позже). Храм горел в 1651, 1718, 1808, 1811 гг.



После Подольского пожара в 1811 г. церковь перестроил архитектор А. Меленский в стиле классицизма. До начала ХХ в. формы храма не менялись — он был крестовокупольным, трехапсидным, шестистолпным, однокупольным. Фасады чередовались пилястрами дорического ордера, завершались треугольными фронтонами с росписями в тимпанах. Центральную часть здания венчал граненый в плане барабан с полусферическим куполом и фонарем. С западной стороны (на фундаменте XVIII в.) в 1835 г. была пристроена круглая по плану трехярусная колокольня с полусферическим куполом и высоким шпилем.



В конце XIX в. с юго-западной стороны соорудили часовню в псевдо-русском стиле, а вокруг храма пристроили магазины. Церковь была полностью снесена городскими властями в 1935 году.





В 1976—1979 годах были проведены археологические раскопки фундамента храма, который достигал глубины в 4 м. Фундамент был сложен из строительного материала, взятого из более раннего сооружения. Церковь была отстроена заново в 1997—1998 гг. в формах древнерусского (византийского) зодчества и освящена митрополитом УПЦ КП Филаретом. Сегодня храм полностью повторяет своими несколько тяжеловатыми формами, характерными для XII века, древнюю постройку. Правда, киевляне к ней довольно быстро привыкли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий